Гадания в Тибете

Гадания и предсказания всегда являлись неотъемлемой частью жизни людей всего Гималайского региона. В Тибете различные методики прогнозирования будущего применялись как и в древние времена, так и широко используются и сегодня. Система тибетских гадательных методик тесно связана с астрологией, медициной и философией буддизма, поэтому является важной составляющей тибетской культуры.

Монахи в монастыре Лабранг, Амдо, Восточный Тибет

История

В Тибете до прихода и распространения буддизма главенствовала религия бон — древняя религиозная система анимистическо-шаманистических верований, опирающаяся на шаманизм, ритуалы и жертвоприношения. В религии бон уже тогда была развита система гаданий и предсказаний, в основе которых лежали принципы первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода), солнечно-лунные циклы и система наблюдений за облаками, радугами, дождем и громом, животными и птицами.

Начиная с IV века нашей эры в Тибет начинает постепенно проникать буддизм, а в VII веке во время правления 33-го царя Тибета Сонцена Гампо буддизм получает широкое распространение, вытесняя религию бон. Вместе с буддийским учением из Индии и Китая приходят новые знания и методики гаданий.

Таким образом, тибетская система предсказаний берет основы из Китая и из Индии, объединив эти две системы в одну, и синтезировав их с космологией и принципами буддизма. Хоть в Собрании Сутр нет упоминаний о гадательных методиках, но о них есть упоминания в Тантрах.

Монашеская келья и барабан для пуджи божествам-защитникам.

Закон кармы и как работают гадания

В этом мире все подвержено закону кармы — причинно-следственной связи. Будда Шакьямуни указал на четыре принципа кармы:

  1. Карма определена— у любой причины будет следствие, за исключением, когда этому что-либо препятствует. У благих действий результат — счастье. У неблагих — страдание.
  2. Следствия действий возрастают— даже небольшое негативное действие может принести большие страдания.
  3. Если действие не совершено, то у него не будет следствия— мы не сможем достичь результата, если мы для этого не создали причину
  4. При создании причины результат неизбежен— результат действия не будет исчерпан, а проявится в полной мере, за исключением случаев, когда против совершенного действия можно применить противоядие.

Монастырский танец в период молитвенного фестиваля Монлам, Лабранг, Амдо, Восточный Тибет

Заглядывая в будущее, предсказатель может дать советы как реагировать, что делать и как относиться к сложившейся ситуации. А также какие меры и ритуалы можно предпринять. Под ритуалами здесь понимается не только церемонии и религиозные обряды, но и вполне обычные мирские действия, такие как: помощь людям и животным, строительство дороги или моста, укрепление дома, отправление в путешествие и так далее. Корректирующие меры и ритуалы не могут изменить карму человека, но они помогают пробудить благие силы, которые могут оказать некое воздействие на сознание человека. Ритуалы могут пробудить скрытый положительный потенциал в уме, который возьмет преимущество над тем, что воспринимается как причина надвигающихся неприятностей.

Карма также делится на определенную и неопределенную. Если в действии отсутствуют какие-то составляющие, то карма является уже созданной, но еще не завершенной. Это и есть неопределенная карма. Это не означает, что неопределенная карма не приносит результата, просто время его проявления пока еще не пришло. Поэтому если человек совершает какое-то негативное действие, то очень важно сразу раскаяться. Тогда, возможно, карма не проявится сразу после совершенного негативного поступка.

Монахи с барабанами, Лабранг, Амдо, Восточный Тибет

Гадания работают следующим образом: предсказатель с помощью известных ему гадательных методик “заглядывает в будущее”, интерпретирует увиденное и дает методики коррекции данной ситуации. Человек выполняет корректирующие действия или ритуалы, с помощью которых создает положительную карму, которая пробуждает скрытый благой потенциал. Таким образом, предсказания и гадания не выходят за пределы причинно-следственной связи, а полностью соответствуют закону кармы.

Например, у человека проблемы в бизнесе, и он обращается к предсказателю за помощью. Предсказатель проводит гадание и дает рекомендации по улучшению ситуации. Человек выполняет все рекомендации, успех от проведения которых зависит от его личной кармы. Если накопленный от выполнения ритуалов или рекомендаций благой потенциал сильнее кармы, из-за который появились проблемы в бизнесе, то дела у человека пойдут на поправку. Но если кармические причины, из-за которых возникли проблемы в бизнесе оказались сильнее благой кармы, которую человек накопил посредством выполнения ритуалов, то успеха не будет. В тантрических ритуалах призываются божества, которые помогают пробудить благую карму в континууме человека, чтобы преодолеть препятствия и негативные ситуации. Но принцип их работы точно такой же — если пробужденная благая карма оказывается сильнее кармы, приносящей проблемы, то ритуал принесет успех.

Гадания — голос божеств.

Выполняя гадание, предсказатель опирается на силу, дарованную ему конкретным божеством. Эта сила может быть получена из связи предсказателя с божеством, происходящей из прошлой жизни и усиленная с помощью выполнения медитаций с многократным повторением мантры божества в этой жизни. Предсказатель должен вести праведную жизнь, соответствующую принципам буддизма, не совершать 10 неблагих действий, хранить в чистоте обеты и постоянно поддерживать свою связь с божеством. Существует множество способов проведения предсказаний, связанных с различными божествами, такими как Манчжушри, Тара, Ваджрапани, Пять Дакинь, Палден Лхамо, Дордже Юдронма, Пять Сестер Долгой Жизни и других. Одним из главнейших аспектов проведения гадания является мотивация предсказателя, которая должна быть благой и чистой. Практически каждый человек может установить связь с божеством посредством рецитации мантр. Но если использовать эту связь ради неблагих целей, то это приведет к негативным последствиям и неблагоприятному перерождению в следующих жизнях. Поэтому основным мотивом при выполнении обрядов гаданий и предсказаний должна быть помощь живым существам и желание помочь им освободиться от страданий.

Пожилой монах начитывает мантры, пещеры Чимпу, У Цанг, Центральный Тибет

Виды гаданий в Тибете

Несмотря на стремительное развитие науки и техники в Тибете в наши дни, разнообразные методы предсказания будущих событий и по сей день широко используются в повседневной жизни тибетцев. Ниже предлагается обзор нескольких часто встречающихся методик.

  1. Тра(тиб.: པྲ Вайли: pra) — гадание посредством чтения знаков в пространстве и интерпретации видений. Сюда относится множество методик гадания с помощью зеркала, гадание по глади воды, гадание с помощью большого пальца руки и многие другие методы.
  2. Дамо(тиб.: མདའ་མོ Вайли: mda-mo) — гадание посредством стрельбы из лука
  3. Тренгмо(тиб.: འཕྲེང་མོ Вайли: ‘treng-mo) — гадание с помощью четок.
  4. Шомо(тиб.: ཤོ་མོ Вайли: sho-mo) — гадание на костях. Часто под общим названием “Мо” имеют ввиду это гадание.
  5. Марме Тагпа(тиб.: མར་མེ་བརྟག་པ་ Вайли: mar-me brtag-pa) — гадание по пламени масляных лампад
  6. Бьятраили полное название Бьярогки-ке Тагпа (тиб.: བྱ་རོག་གི་སྐད་བརྟག་པ Вайли: bya-rog-gi-skad brtag-pa) — гадание посредством наблюдения за птицами, чаще всего за воронами.
  7. Лхапхабпа(тиб.: ལྷ་ཕབ་བ Вайли: lha-phab-pa) — медиумические прорицания посредством танца. Это религиозный танец, в котором в тело выполняющего ритуал человека входит божество и дает ответы на вопросы. К этому методу относится, например, предсказания оракула Нечунга и предсказания на фестивале шаманов в Ребконге в Восточном Тибете.

Монастырская процессия в монастыре Ронгву, Амдо, Восточный Тибет

Современному человеку бывает сложно понять и довериться этим архаичным и с виду слишком простым методикам, и многие люди не воспринимают гадания всерьез. Но, работая с символикой интерпретаций гадания и, тем самым, проникая глубже в их скрытый смысл, человек может достичь более интегрированного взгляда на мир. Такое восприятие позволяет увидеть множество в единице, наивысшее в наинизшем, бесконечно большое в самом мельчайшем. Человек, осознавая безупречную работу причинно-следственных связей, обретает знание о пустотной природе вещей, где все явления взаимообусловлены, непостоянны и лишены самобытия. Каждое мгновение возникает и исчезает под влиянием переменчивых условий. Все происходящие явления зависят от многих других. Таким образом, нет ничего, что можно назвать реально существующем. Все происходящее в этом мире — это безграничное переплетение взаимных зависимостей. Осознание этого и является основной целью в гаданиях.

Священная гора Амнье Мачен, Голок, Амдо, Восточный Тибет

Статья написана с использованием материалов из следующих источников:

  1. Lama Chime Radha Rinpoche, chapter «Tibet» of the «Oracles and Divination» edited by Michael Loewe and Carmen Blacker.
  2. «Tibetan Ritual» edited by Jose Ignacio Cabezon
  3. «Looking into the future», Dorje Tseten, with the assistance of Denma Lochö Rinpoche, Panchen Otrul Rinpoche and Khamtrul Rinpoche
  4. Glossary of Lama Yeshe Wisdom Archieve
  5. M. Roney-Dougal. «Tibetan Phychic Traditions.»
  6. Website of Men-tsee-khang: Tibetan medicine and Astro-Science Institute
Запись опубликована в рубрике Амдо, Бон, Буддизм, Ритуалы в Тибете, Тибетские Шаманы, Фестивали Тибета с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *