Шаманы Восточного Тибета

Каждое лето в шестой месяц по лунному календарю в Восточном Тибете проходит Фестиваль Шаманов (тиб.: ཀླུ་རོལ klu rol, кит.: 六月会 liu yue hui). Это древняя традиция, унаследованная от последователей религии Бон (тиб.: བོན bon) — религии, господствовавшей в Тибете задолго до прихода Буддизма.

Rebkong Shaman Festival

Ближайший Фестиваль Шаманов в Ребконге состоится в августе 2020.

Бон существовала в Тибете задолго до прихода из Индии в Тибет буддизма в 7 веке нашей эры. В те времена в Тибете было много злых духов и природных сил, не дававшим людям жить в спокойствии. Тогда для спасения тибетцев с небес на землю снизошел Тонпа Шенраб Мивоче – первый учитель религии бон. Он обучил жителей Страны Снегов различным ритуалам укрощения злых духов и управления мощными силами природы. Основой ритуалов является отождествление человека с божеством или с духом. Человек с помощью специальных практик входил в транс, во время которого в его тело вселялся дух. Тем самым, человек получал ответы на интересующие его вопросы, мог подчинить определенные силы природы и злых духов, а также понять свое предназначение. Для проведения этих ритуалов человеку требовалось огромное количество энергии и личной силы, поэтому были распространены различные жертвоприношения. Считалось, что принеся в жертву живое существо, можно ублажить духа, чтобы он стал более податливым и не таким свирепым. Символ религии бон – свастика «юндрунг» (тиб.: གཡུང་དྲུང་ gyung drung), закручивающаяся против часовой стрелки. Юндрунг означает твердость воли последователей бона, а также их способность противостоять силам природы. В 7-8 веках нашей эры последователи религии бон оказали сопротивление буддизму, но, в конечном итоге, буддизм взял свое господство. Многие бонские ритуалы, в том числе кровавые жертвоприношения, сошли на нет, а спустя еще некоторое время произошло взаимопроникновение бонских ритуалов с буддийскими. В настоящее время в Тибете последователей религии бон не так много, как буддистов, но все же в отдаленных тибетских районах остались шаманы, сохранившие свои верования и обряды.

тибетские шаманы, туры в Тибет 2

Каждый год в Тибете проходят фестивали шаманов. Их цель – ублажение местных духов, от которых, по верованиям тибетцев, зависит сбор урожая и благополучие местных жителей. “Лурол” – фестиваль Шаманов в Ребконге — самое главное событие для местных жителей. И мужчины, и женщины, и дети принимают в нем участие. Все жители деревни собираются вместе, надев свои лучшие наряды: танцуют, поют и проводят различные ритуалы. В каждой деревне есть свой шаман, вокруг которого разгорается все действие.

тибетские шаманы, туры в Тибет 4

Фестиваль шаманов начинается с возжигания благовоний духам-защитникам. Местные жители забираются на вершину горы и совершают ритуалы, такие воскуривания “санга” (благовония из можжевельника), начитка молитв и мантр, религиозные танцы в честь местных духов. Эти ритуалы проводятся для очистки территории перед началом самого фестиваля. После того как пространство подготовлено для приглашения духа, шаман начинает свой ритуальный танец с барабаном, произнося различные мантры, обращенные к этому духу — хранителю данной местности. Через какое-то время в тело шамана входит сам дух. С этой минуты шаман погружается в транс и более не осознает, что с ним происходит. Все его слова и действия происходят “по воле духа”.

тибетские шаманы, туры в Тибет 8

тибетские шаманы, туры в Тибет 9

Поскольку каждый житель деревни заинтересован в своем благополучии и в хорошем урожае, все без исключения принимают участия в церемониях. В каждой деревне есть свой шаман, входящий в связь со своим духом. Тем самым, в каждой деревне есть и свои ритуалы. Я посетила две деревни, где наблюдала в общей сложности за тремя шаманами. В первой деревне в шамана входил дух, очень похожий на “командира отряда”. Дух построил всех жителей в шеренги и следил за тем, чтобы все  участники выполняли необходимые действия: мужчины то маршировали, то выполняли определенные движения стоя на месте; женщины танцевали в конце “отряда”. В определенные моменты церемонии приближенный к шаману задавал актуальные вопросы, а шаман, отвечая, давал предсказания на будущее.

тибетские шаманы, туры в Тибет 10 тибетские шаманы, туры в Тибет 5

Во второй деревне были два шамана, входившие в связь с одним духом. Ритуал начался с воскуривания благовоний в местном храме в качестве подношений этому духу. После того все мужчины деревни образовали замкнутый круг и начали выполнять религиозный танец под звуки барабанов. Два шамана вошли в центр круга, ударяя в свои барабаны, начитывая определенные мантры. Через какое-то время они погрузились в транс, и дух вошел в тела их обоих.

тибетские шаманы, туры в Тибет 6

Данная церемония продолжалась в течение целого дня с одним небольшим перерывом. На протяжении всего времени круг участников не размыкался, тем самым поддерживая энергетику действия. Дух, находящийся в телах двух шаманов, выбирал подготовленных людей и давал им благословения в виде пирсинга, преимущественно в щеку. По верованиям, пирсинг является не только благословением, но также защищает от болезней. Я слышала, что иногда прокол осуществлялся и в другие места на теле, но в тот день шаманы прокалывали исключительно щеки мужчин, выполняющих ритуальный танец. Помимо взрослых пирсинг получали и дети – дух сам выбирал только тех, кто к этому был готов.

тибетские шаманы, туры в Тибет 7

Вошедший в тело шамана дух порой вел себя очень агрессивно. Он мог заставить шамана быстро подбежать к кому-то из участников и побить его или, например, взять бутылку и в кого-нибудь кинуть. В какие-то моменты мне было немного страшно стоять вблизи и снимать происходящее на камеру. Был один момент, когда я увлеклась съемкой, а шаман, секунду назад стоящий в стороне и бьющий в свой барабан, резко развернулся и побежал прямо в мою сторону. Я отпрянула назад и, наскочив на кочку, чуть не упала, если бы один из тибетцев меня не поддержал.

тибетские шаманы, туры в Тибет 11

Дух находился в телах двух шаманов на протяжении всего дня. Ближе к вечеру дух вышел из тела одного шамана, оставаясь в теле второго. Шаман, из тела которого дух уже вышел, встал в круг и как ни в чем не бывало смотрел за происходящим. Он практически ничего не помнил, что с ним было. В то время как второй шаман продолжал быть вместилищем духа. Под конец церемонии шаман вскарабкался на деревянный шест от “тханки” (тибетская икона) с изображением этого духа-хранителя местности, стал громко проговаривать молитвы и бить себя ножом по голове. Кровь текла с его лица по телу, но шаман, находясь в трансе, не чувствовал боли. Это является завершающей частью ритуала, в которой пролитая кровь шамана становится жертвоприношением духу.

Анна Ятри для SnowLion Tours

Вечером все жители деревни собрались рядом с небольшим храмом, где пели песни и танцевали. По окончанию торжества мужчины устроили фейрверк из хлопушек, петард и бросали разноцветные бумажки “лунгта” в честь духов и божеств.


Тур на Фестиваль Шаманов : Сокровища Восточного Тибета – Тур по Амдо и Кхаму с русским гидом-тибетологом

Текст, фото и видео русского гида в Тибете
Анны Ятри

Запись опубликована в рубрике Амдо, Бон, Ритуалы в Тибете, Тибетские Шаманы, Фестивали Тибета с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *