Гадания и предсказания всегда являлись неотъемлемой частью жизни людей всего Гималайского региона. В Тибете различные методики прогнозирования будущего применялись как и в древние времена, так и широко используются и сегодня. Система тибетских гадательных методик тесно связана с астрологией, медициной и философией буддизма, поэтому является важной составляющей тибетской культуры.
История
В Тибете до прихода и распространения буддизма главенствовала религия бон — древняя религиозная система анимистическо-шаманистических верований, опирающаяся на шаманизм, ритуалы и жертвоприношения. В религии бон уже тогда была развита система гаданий и предсказаний, в основе которых лежали принципы первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода), солнечно-лунные циклы и система наблюдений за облаками, радугами, дождем и громом, животными и птицами.
Начиная с IV века нашей эры в Тибет начинает постепенно проникать буддизм, а в VII веке во время правления 33-го царя Тибета Сонцена Гампо буддизм получает широкое распространение, вытесняя религию бон. Вместе с буддийским учением из Индии и Китая приходят новые знания и методики гаданий.
Таким образом, тибетская система предсказаний берет основы из Китая и из Индии, объединив эти две системы в одну, и синтезировав их с космологией и принципами буддизма. Хоть в Собрании Сутр нет упоминаний о гадательных методиках, но о них есть упоминания в Тантрах.
Закон кармы и как работают гадания
В этом мире все подвержено закону кармы — причинно-следственной связи. Будда Шакьямуни указал на четыре принципа кармы:
- Карма определена— у любой причины будет следствие, за исключением, когда этому что-либо препятствует. У благих действий результат — счастье. У неблагих — страдание.
- Следствия действий возрастают— даже небольшое негативное действие может принести большие страдания.
- Если действие не совершено, то у него не будет следствия— мы не сможем достичь результата, если мы для этого не создали причину
- При создании причины результат неизбежен— результат действия не будет исчерпан, а проявится в полной мере, за исключением случаев, когда против совершенного действия можно применить противоядие.
Заглядывая в будущее, предсказатель может дать советы как реагировать, что делать и как относиться к сложившейся ситуации. А также какие меры и ритуалы можно предпринять. Под ритуалами здесь понимается не только церемонии и религиозные обряды, но и вполне обычные мирские действия, такие как: помощь людям и животным, строительство дороги или моста, укрепление дома, отправление в путешествие и так далее. Корректирующие меры и ритуалы не могут изменить карму человека, но они помогают пробудить благие силы, которые могут оказать некое воздействие на сознание человека. Ритуалы могут пробудить скрытый положительный потенциал в уме, который возьмет преимущество над тем, что воспринимается как причина надвигающихся неприятностей.
Карма также делится на определенную и неопределенную. Если в действии отсутствуют какие-то составляющие, то карма является уже созданной, но еще не завершенной. Это и есть неопределенная карма. Это не означает, что неопределенная карма не приносит результата, просто время его проявления пока еще не пришло. Поэтому если человек совершает какое-то негативное действие, то очень важно сразу раскаяться. Тогда, возможно, карма не проявится сразу после совершенного негативного поступка.
Гадания работают следующим образом: предсказатель с помощью известных ему гадательных методик “заглядывает в будущее”, интерпретирует увиденное и дает методики коррекции данной ситуации. Человек выполняет корректирующие действия или ритуалы, с помощью которых создает положительную карму, которая пробуждает скрытый благой потенциал. Таким образом, предсказания и гадания не выходят за пределы причинно-следственной связи, а полностью соответствуют закону кармы.
Например, у человека проблемы в бизнесе, и он обращается к предсказателю за помощью. Предсказатель проводит гадание и дает рекомендации по улучшению ситуации. Человек выполняет все рекомендации, успех от проведения которых зависит от его личной кармы. Если накопленный от выполнения ритуалов или рекомендаций благой потенциал сильнее кармы, из-за который появились проблемы в бизнесе, то дела у человека пойдут на поправку. Но если кармические причины, из-за которых возникли проблемы в бизнесе оказались сильнее благой кармы, которую человек накопил посредством выполнения ритуалов, то успеха не будет. В тантрических ритуалах призываются божества, которые помогают пробудить благую карму в континууме человека, чтобы преодолеть препятствия и негативные ситуации. Но принцип их работы точно такой же — если пробужденная благая карма оказывается сильнее кармы, приносящей проблемы, то ритуал принесет успех.
Гадания — голос божеств.
Выполняя гадание, предсказатель опирается на силу, дарованную ему конкретным божеством. Эта сила может быть получена из связи предсказателя с божеством, происходящей из прошлой жизни и усиленная с помощью выполнения медитаций с многократным повторением мантры божества в этой жизни. Предсказатель должен вести праведную жизнь, соответствующую принципам буддизма, не совершать 10 неблагих действий, хранить в чистоте обеты и постоянно поддерживать свою связь с божеством. Существует множество способов проведения предсказаний, связанных с различными божествами, такими как Манчжушри, Тара, Ваджрапани, Пять Дакинь, Палден Лхамо, Дордже Юдронма, Пять Сестер Долгой Жизни и других. Одним из главнейших аспектов проведения гадания является мотивация предсказателя, которая должна быть благой и чистой. Практически каждый человек может установить связь с божеством посредством рецитации мантр. Но если использовать эту связь ради неблагих целей, то это приведет к негативным последствиям и неблагоприятному перерождению в следующих жизнях. Поэтому основным мотивом при выполнении обрядов гаданий и предсказаний должна быть помощь живым существам и желание помочь им освободиться от страданий.
Виды гаданий в Тибете
Несмотря на стремительное развитие науки и техники в Тибете в наши дни, разнообразные методы предсказания будущих событий и по сей день широко используются в повседневной жизни тибетцев. Ниже предлагается обзор нескольких часто встречающихся методик.
- Тра(тиб.: པྲ Вайли: pra) — гадание посредством чтения знаков в пространстве и интерпретации видений. Сюда относится множество методик гадания с помощью зеркала, гадание по глади воды, гадание с помощью большого пальца руки и многие другие методы.
- Дамо(тиб.: མདའ་མོ Вайли: mda-mo) — гадание посредством стрельбы из лука
- Тренгмо(тиб.: འཕྲེང་མོ Вайли: ‘treng-mo) — гадание с помощью четок.
- Шомо(тиб.: ཤོ་མོ Вайли: sho-mo) — гадание на костях. Часто под общим названием “Мо” имеют ввиду это гадание.
- Марме Тагпа(тиб.: མར་མེ་བརྟག་པ་ Вайли: mar-me brtag-pa) — гадание по пламени масляных лампад
- Бьятраили полное название Бьярогки-ке Тагпа (тиб.: བྱ་རོག་གི་སྐད་བརྟག་པ Вайли: bya-rog-gi-skad brtag-pa) — гадание посредством наблюдения за птицами, чаще всего за воронами.
- Лхапхабпа(тиб.: ལྷ་ཕབ་བ Вайли: lha-phab-pa) — медиумические прорицания посредством танца. Это религиозный танец, в котором в тело выполняющего ритуал человека входит божество и дает ответы на вопросы. К этому методу относится, например, предсказания оракула Нечунга и предсказания на фестивале шаманов в Ребконге в Восточном Тибете.
Современному человеку бывает сложно понять и довериться этим архаичным и с виду слишком простым методикам, и многие люди не воспринимают гадания всерьез. Но, работая с символикой интерпретаций гадания и, тем самым, проникая глубже в их скрытый смысл, человек может достичь более интегрированного взгляда на мир. Такое восприятие позволяет увидеть множество в единице, наивысшее в наинизшем, бесконечно большое в самом мельчайшем. Человек, осознавая безупречную работу причинно-следственных связей, обретает знание о пустотной природе вещей, где все явления взаимообусловлены, непостоянны и лишены самобытия. Каждое мгновение возникает и исчезает под влиянием переменчивых условий. Все происходящие явления зависят от многих других. Таким образом, нет ничего, что можно назвать реально существующем. Все происходящее в этом мире — это безграничное переплетение взаимных зависимостей. Осознание этого и является основной целью в гаданиях.
Статья написана с использованием материалов из следующих источников:
- Lama Chime Radha Rinpoche, chapter «Tibet» of the «Oracles and Divination» edited by Michael Loewe and Carmen Blacker.
- «Tibetan Ritual» edited by Jose Ignacio Cabezon
- «Looking into the future», Dorje Tseten, with the assistance of Denma Lochö Rinpoche, Panchen Otrul Rinpoche and Khamtrul Rinpoche
- Glossary of Lama Yeshe Wisdom Archieve
- M. Roney-Dougal. «Tibetan Phychic Traditions.»
- Website of Men-tsee-khang: Tibetan medicine and Astro-Science Institute