Монлам Ченмо (тиб.: སྨོན་ལམ་ཆེན་མོ smon lam chen mo; кит.: 默朗木祈愿大法会 Mò lǎng mù qí yuàn dàfǎ huì) является одним из самых значимых фестивалей в тибетском буддизме, проводится в начале нового года по лунному календарю. Этот фестиваль был основан Ламой Цонкапой в 1409 году в честь чудес, совершенных Буддой Шакьямуни. Лама Цонкапа пригласил тысячи монахов в храм Джокханг в Лхасе на проведение религиозных церемоний, такий как чтение молитв, исполнение танцев «чам», подношение «торм» (подношения конусообразной формы, сделанные из теста с добавлением масла и сахара), развешивание гигантской тханки на склоне горы или на стене монастыря.
«Монлам» в переводе с тибетского дословно обозначает «путь молитв» и символизирует буддийский путь помощи всем живым существам посредством их вознесения. Молитвы адресованы всем живым существам из шести миров самсары (мир людей, животных, голодных духов, богов, полубогов и существ ада). Все участники фестиваля, произнося молитвы, желают, чтобы все живые существа из всех миров избавились от страданий и как можно скорее достигли состояния полного пробуждения.
Считается, что время Будды Шакьямуни — это пеериод расцвета Дхармы (учения Будды) и духовного процветания. Однако этот период уже миновал свой пик и в настоящее время постепенно движется к завершению, после чего настанет время тьмы. Поэтому во время Монлама все участники также молятся о том, чтобы время господства Дхармы продлилось как можно дольше.
Чже Цонкапа учредил великий молитвенный фестиваль Монлам Ченмо в честь пятнадцати чудесных деяний, совершенных Буддой Шакьямуни два с половиной тысячелетия назад. После того как Будда Шакьямуни достиг состояния полного пробуждения и начал проповедовать свое учение, у него появились ненавистники в лицах шести аскетов, от которых ушли их ученики, приняв новое учение Будды Шакьямуни. За это аскеты возненавидели Будду и демонстрировали народу различные чудеса, которыми они владели. Долгое время Будда не обращал на них никакого внимания, но впоследствии ученики попросили его остановить ненавистников, причинявших много зла и беспокойств мирным людям. В итоге Будда согласился и в индийском городе Шравасти исполнил пятнадцать чудес c первого по пятнадцатый дни второго лунного месяца*. Впоследствии, полнолуние второго лунного месяца стало праздником Дня Чудес, олицетворяющим победу над всеми темными и негативными силами. Однако во время правления индийского короля Шанкар Бхадра (тиб.: བདེ་བྱྱེད་བཟང་པོ bde byed bzang po) празднование этого дня было перенесено на месяц ранее по политическим причинам. Таким образом, День Чудес стал отмечаться в полнолуние первого лунного месяца.
Пятнадцать Чудес, совершенных Буддой Шакьямуни в Шравасти:
Первое чудо: Будда воткнул в землю зубочистку, из которой выросло гигантское дерево, заслонившее все небо, солнце и луну.
Второе чудо: Будда по обе стороны от себя создал по горе. На горе с правой стороны росли фруктовые деревья, и люди собирали и лакомились свежими плодами фруктов. На горе с левой стороны паслись стада животных.
Третье чудо: Будда набрал в рот воды, после чего выплюнул ее на землю, сотворив огромное озеро. На этом озере выросли лотосы, озарившие своим светом весь мир.
Четвертое чудо: По воле Будды из глубин этого озера стал доноситься голос, проповедующий Дхарму.
Пятое чудо: От улыбки Будды снизошли лучи, дарующие благословение трем тысячам миров.
Шестое чудо: Ученики Будды смогли читать мысли друг друга, а также смогли видеть причинно-следственную связь (закон кармы).
Седьмое чудо: Будда предстал во всем своем могуществе в окружении свиты из правителей и своих приближенных. По его воле во всех возродилось стремление к Дхарме, в то время как у его ненавистников языки онемели, затуманился разум, и они не могли предпринять какое-либо действие.
Восьмое чудо: Будда прикоснулся рукой к своему трону, тем самым сотворив пять чудовищ, которые разрушили сидения его аскетов-ненавистников. После чего появилось божество Ваджрапани, прогнавшее их всех. Впоследствии многие ученики аскетов стали следовать учению Будды.
Девятое чудо: Будда вырос до небес и стал проповедовать Дхарму всем живым существам из всех миров.
Десятое чудо: Будда стал видимым во всех царствах материального мира, проповедуя Дхарму.
Одиннадцатое чудо: Тело Будды стало светиться, озаряя тысячи миров.
Двенадцатое чудо: Будда произвел из своего тела золотой луч, который озарял три тысячи миров. Все те, кого коснулся луч, стали следовать учению Будды.
Тринадцатое чудо: Будда испустил из своего тела два луча, увенчанных по цветку лотоса, на которых появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами — и на них появлялись отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную.
Четырнадцатое чудо: Будда мановением руки сотворил огромную колесницу, достигшую мира богов. Из нее образовалось множество подобных колесниц, и в каждой из них находилось отражение Будды. Сияние, исходившее от этих отражений, наполнило светом все миры.
Пятнадцатое чудо: Будда наполнил вкуснейшей пищей все находившиеся в городе сосуды, которые были в городе. Все люди наслаждались этой едой. Затем Будда коснулся земли: земля открылась, и все увидели ад, в котором страдали все те, кто стремился получать от жизни только одно удовольствие. Все увидевшие муки ада задумались, а Будда продолжил проповедовать Дхарму.
После того, как Чже Цонкапа основал празднование Великого Молебна Монлам Ченмо в Тибете, были утверждены новые даты этого фестиваля — Монлам праздновали с 4го по 15 лунные дни, так как в 1ый, 2ой и 3ий дни все занимались встречей Лосара – Тибетского Нового Года. Впоследствии, дата начала проведения Монлама менялась – Монлам стали праздновать с 8ого по 15ый лунные дни.
Во время Великого Молебна Монлам Ченмо тысячи монахов из монастырей собирались вместе на проведение молитв и ритуалов, сам Чже Цонкапа также принимал участие. На одном из молебном Чже Цонкапа имел особые видения 35 Будд покаяния, 7 Будд медицины, Будды Будущего Майтреи, Амитаюса, Белозонтичной Тары, Сарасвати и 84 махасиддхов. В другой раз у Чже Цонкапы было видение женщины, обнимающей храм Джоканг в своих руках. Цонкапа спросил ее: “Что ты делаешь?” Женщина ответила: “Я охраняю Цуклакханг”. В тот вечер в Джоканге возник пожар из-за пламени от масляной лампады. Тогда Цонкапа тут же сел в медитацию, а пожар затих сам по себе. В это же самое время люди видели летающих в небе существ в человеческом облике, которые, по поверьям, были божествами, воздающими подношения великому Цонкапе.
Во время культурной революции проведения Монлама было запрещено. В 1985 года власти возобновили проведение фестиваля, но в 1990 году снова запретили. В настоящее время в Лхасе и в монастырях Центрального Тибета (Тибетский Автономный Район) широкомасштабные празднования фестиваля Монлам Ченмо запрещены. Но Монлам ежегодно по-прежнему проводится в гелугпинских монастырях провинции Амдо Восточного Тибета (провинции Цинхай, Ганьсу и Сычуань на современной карте Китая). Здесь собираются тысячи монахов и местных жителей, чтобы посмотреть и принять участие в этом Великом Молебне.
Помимо молитвенных служб в монастырях, во время фестиваля Монлам Ченмо проходят пять основных действ: Самтренг, Открытие Тханки, Мистерия Чам, Майтрея Кора, Меток Чопа и Праздник Масляных Лампад в полнолуние Чотрул Дучена.
САМТРЕНГ — представляет собой ритуальной шествие монахов монастыря в честь победы Будды Шакьямуни над шестью представителями небуддийских школ. Монахи, держа в руках ритуальные предметы, проходят по улицам монастыря, собираясь у главного храма. Всю церемонию сопровождает монастырская музыка, воскуривание благовоний и повторение молитв. Обычно с церемонии Самтренга начинается молитвенный фестиваль Монлам Ченмо.
ОТКРЫТИЕ ТХАНКИ
Открытие тханки является обязательной частью Великого Молебна. Из монастыря достают огромную свернутую тханку, которую переносят в свернутом виде к склону горы или к специально отведенной для этих целей высокой стене монастыря. Далее произносятся молитвы, тханку открывают на всеобщее обозрение. Часто на этой церемонии открытия тханки принимает участие лама монастыря. Монахи проводят ритуалы, а миряне молятся и делают простирания напротив. После этого десятки людей сворачивают тханку и переносят обратно в монастырь, где она лежит до следующего молебна.
МИСТЕРИЯ ЧАМ
Мистерия Чам (танцы Цам) представляет собой торжественное религиозное действо, в котором монахи переодеваются в костюмы различных божеств и выполняют ритуальный танец. Однако это не простой танец, а мистерия-медитация, где все действие разворачивается внутри мандалы.
На первом уровне мандала представляет собой сферу самсарических богов (одна из шести сфер Самсары; другие – сфера полубогов, людей, животных, голодных духов и сферы адов – всего 6 сфер).
На втором уровне мандала Чама представляет собой непосредственно место проведения мистерии в нашем мире, но также включает в себя символ горы Меру – центра Вселенной по буддийской космологии.
На третьем уровне мандала работает непосредственно с телом танцора, где его голова – это гора Меру, руки и ноги – четыре континента, два глаза – солнце и луна, а все тело целиком – вместилище божества. Все отверстия на теле являются центрами входа в мандалу, внутри которой находятся чакры (психо-энергетические центры) и каналы Нади. Посредством танца Чам все чакры и каналы очищаются от негативных энергий, тем самым, помогая достигать состояния будды или пробуждения.
Во время танца практик концентрируется сразу на всех трех уровнях. Каждый жест танца является неотъемлемой частью практики, в которой танцор соединяет все свои действия тела, речи и ума.
Исполняя танец Чам, танцоры отождествляют себя с божеством, тем самым генерируют просветленные качества ума, связанные с этим божеством. А у всех наблюдающих за действом есть возможность не только создать устремления к достижению полного пробуждения на благо всех живых существ, но и достичь освобождения через видение – «тондрола».
На уровне обывателя мистерия Чам очищает все пространство от негативных энергий, способствует удаче и отсутствию препятствий как у участников Чама, так и у всех живых существ.
В конце мистерии торму, олицетворяющее все негативное, выносят на окраину монастыря, где ее либо сжигают, либо выбрасывают. Уничтоженная торма символизирует очищение всех участников и всего пространства.
МАЙТРЕЯ КОРА
Майтрея Кора или Джампа Лингкор — это церемония, посвященная Будде Будущего Майтреи. Из монастыря выносят священную статую Будды Будущего, с которой совершают обход всего монастыря. И монахи, и миряне принимают участие в совместных молитвах о скором приходе Майтреи в наш мир и о счастье всех живых существ.
МЕТОК ЧОПА
Меток Чопа представляет собой показ новых масляных скульптур. Масляная скульптура — это традиционное искусство Тибета, когда из чистого ячьего масла, смешанного с натуральными красителями, изображают красочные изображения будд, божеств, животных и цветов. Ежегодно крупные монастыри в Восточном Тибете готовят новые экспозиции из ячьего масла, которые впервые выставляют на всеобщее обозрение в День Чудес Чотрул Дучена, то есть в полнолуние первого месяца по тибетскому календарю.
Фестиваль Монлам заканчивается на 15 лунный день Фестивалем Масляных Лампад (тиб.: ཆོ་འཕྲུལ་དུས་ཆེན cho ‘phrul dus chen или བཅོ་ལྔ་མཆོད་པ bco lnga mchod pa): повсюду зажигаются масляные лампады, делаются подношения торма, проводятся молебны. Ранее в этот день в храм Джокханг приходил Далай ламы и самостоятельно проводил службу. Сейчас в этот день тысячи тибетцев возносят молитвы, начитывают мантры, зажигают масляные лампады и ходят коры (ритуальные обходы) вокруг монастырей, ступ, храмов и других священных объектов.
Великий Молебен Монлам Ченмо — это священные дни года, в течение которых тысячи людей молятся за мир во всем мире, за благополучие и счастье всех живых существ.
* В статье использованы материалы из книги Tsepak Rigzin ‘Festivals of Tibet’ ISBN: 81-86470-48-4